Особенности школьной реформы на Днепропетровщине
Жители Днепропетровской области поделились своим видением школьной реформы. так, по мнению жителей Никополя, реформы и нововведения в школьной программе есть, а четких схем реализации - нет.
Переход на 12-летний учебный план, который анонсировали в Министерстве образования и науки Украины прошлым летом, отложили до 2018 года.
Это связано с тем, что до сих пор не принят новый закон об образовании. Первоначально планируется реформировать начальную школу.
Разгрузка учебного процесса «младших» – один из оперативных шагов, которые осуществляет Минобразования параллельно с созданием Концепции новой украинской школы, которая станет фундаментом реформы всего среднего образования.
Уже ровно неделю учебный процесс в начальных классах происходит по-новому: без оценок и красной пасты, сложнейших тем и заучивания наизусть.
На радость родителям и детям отменили домашние задания на выходные, а информация об успеваемости теперь доступна только родителям. Первоклашки должны преодолеть главное – страх. И не бояться ошибок. Так, наконец, решили в Минобразования.
Без зубрежки, а с пониманием
Когда из-за перегрузки дети теряли интерес к обучению в классе 7-8, а теперь уже в третьем.
– Из ребенка сделали фаршированную рыбу. Рыбу, фаршированную знаниями, которые он должен воспроизвести на экзаменах и забыть!
А огромное количество знаний и навыков не предоставляются в общем среднем образовании сегодня. По меткому выражению одного директора школы, это фаршированная рыба, которая не плавает, – заявила министр образования Лилия Гриневич.
У нее был амбициозный план до начала учебного 2016-2017 года провести «ревизию» начальной школы, программы которой, по ее мнению, не ориентированы на возрастные особенности.
К примеру, программа по природоведению, некоторые темы которой для первоклассников практически полностью дублировали темы по географии для старших классов. Дети в начальной школе изучали состав почвы и условные обозначения на карте Украины!
«Ревизию» провели, и с 1 сентября принципиальные изменения коснутся практически всех программ – без изменений останутся лишь программы по французскому, немецкому и испанскому языках.
К примеру, в обновленной программе по математике главной задачей будет не заучивание математических таблиц и определений, а умение ребенка использовать эти знания в реальной жизни.
Ученикам 1-2-х классов не надо будет заучивать наизусть таблицы сложения, вычитания и тому подобное. Их просто вешают на видном месте в классе, чтобы ребенок мог ними пользоваться при необходимости. Ребенок должен спокойно запоминать, а не зубрить в состоянии стресса.
Далее, из учебной программы по чтению изъяли авторов, чьи произведения слишком сложные для восприятия ребенка в начальной школе.
Вместо них список пополнили современными детскими писателями. Кроме того, отменяется оценивание скорости чтения – приоритетом учителя должно быть понимание учеником текста, а не скорость его произнесения.
В программе по украинскому языку избавились от устаревших слов, а в перечень "словарных слов" вошли такие понятия как «дружелюбный», «уравновешенность», «оптимизм», «творчество», «креативный» и т. д.
Каллиграфия ученика не оценивается, лишь общее требование – письмо должно быть опрятным и разборчивым.
На физкультуре теперь даже будут немного танцевать. Суровые команды «Равняйсь!» и «Смирно!» решили оставить в прошлом.
Изменения коснутся и фиксированного объема часов на изучение темы в рамках предмета – теперь время на изучение необходимого материала учитель определяет самостоятельно. Главный ориентир – интегрированное обучение и индивидуальные особенности детей в классе.
Новые программы по старым учебникам
Изменения в четырнадцати программах начальной школы утверждены Коллегией МОН 4 августа. Перед этим они прошли публичные обсуждения.
Помимо программ, изменятся методические рекомендации и ориентировочные требования к оцениванию достижений учащихся.
Так, учителям рекомендовано писать с детьми карандашом вместо ручки, что, по мнению Лилии Гриневич, поможет новичкам не бояться ошибок и формировать позитивное восприятие учебного процесса.
По обеспечению учебниками, министр образования сообщила, что остаются старые учебники – согласно действующему закону об образовании они меняются раз в десять лет.
Однако чиновник отметила, что на сегодня для учителя существует гораздо больше источников информации, чем просто учебник.
– Информационные технологии позволяют получать материал из Интернета, а мы вложим все это на фиксированную платформу, где будут и обновленные программы, чтобы учитель знал точные сайты, которые смогут помочь ему в учебном процессе, – заявила она.
Учебники школьники получат бесплатно. Это стало возможным благодаря пропорциональному финансированию из государственного и местного бюджетов.
Мнение практиков
Изменения призваны обеспечить большую логичность учебного процесса и придать большую свободу учителю, а также дать ребенку раскрыться и максимально развить его индивидуальность.
Украинские учителя уже готовы работать по новым правилам, но то, что легко и понятно на бумаге, не всегда логично в реальной жизни. Поэтому оживленная дискуссия по реформе продолжается.
Мы решили поинтересоваться мнением практиков с большим опытом работы. Вот что о новой программе думает учитель начальных классов школы №22, руководитель школьного методобъединения учителей начальных классов Ольга Мариевна Матвиенко:
– Я оптимистично настроена и верю в будущее реформы начальной школы как основы к европейским подходам к системе образования. Адаптироваться к школе малышам действительно тяжело, поэтому приветствую социализацию первоклассника и переход от механического понимания им происходящего – к осознанному.
28 лет в нашем учебном заведении существует школа подготовки первоклассников «Пролісок». Все эти годы мы интуитивно нарабатывали свой опыт, который во многом созвучен с предлагаемыми ныне рекомендациями профильного министерства.
Мои коллеги давно за осознанное освоение учеником школьного предмета, без страха и элементарного зазубривания. Мы – за игровые и коллективные формы и методы обучения первоклассников и против оценок, которые рассматриваем как психологический удар для начинающего школьника.
В нашей школе закон – не характеризовать неудачи ребенка на родительских собраниях. Это информация исключительно конфиденциальная, поэтому мы проводим подобные беседы только с родителями, а при необходимости – и с детьми.
С нововведениями в начальной школе мы познакомились только концептуально, методик как таковых еще нет, но уверены, что достойно справимся с этой задачей.
Противоположное мнение имеет коллега Ольги Матвиенко магистр педобразования, учитель начальных классов школы №17 Елена Викторовна Белошникова:
– В существующих рекомендациях в плане преемственности между младшей и средней школой все очень зыбко, несоответствия во многих моментах просматриваются явно. Я как учитель младших классов должна научить детей писать, считать и читать, формировать у ученика деловые качества и научить его учиться.
Все его знания будут оцениваться на выпускных из младшей школы экзаменах. По ним, в конце концов, будут судить и о мастерстве учителя. Но при этом я не должна тренировать его память заучиванием таблиц, правил и стихов, не могу оценками стимулировать его старания и приучать к дисциплине, а карандаш не позволит мне привить культуру правописания.
И это при том, что память наиболее активно развивается у детишек именно от шести до восьми лет, в этом возрасте у малыша не доминирует позиция страха. В восемь лет, когда ученик резко, без подготовки перейдет к ручке и оценкам в дневнике, он может столкнуться с проблемами, которые мы обязательно назовем «кризисом переходного периода».
Но вернемся ко дню сегодняшнему. Все нововведения – рекомендовано, предположительно, а четкого механизма нет. Как и новых учебников, которые являются традиционным связующим звеном между учителем-учеником и родителями.
Сегодня пользуемся старыми, но одни темы мы не изучаем, другие – сокращаем, а третьи расширяем. Считаю, что в такой форме реформы не подготовлены и во многом не логичны. Обучая только играми, можно, в конце концов, «заиграться».
Программа начальной школы насыщена, но вполне реальна к усвоению для тех детишек, с которыми занимаются в школе и дома. Так думает Наталья Васильевна КОВАЛЕНКО, учитель младших классов школы №25 с тридцатилетним опытом работы.
– Я не против разгрузки некоторых программ, но без «фанатизма», – говорит учитель. – Уберем мы заучивание правил и таблиц, откуда у детей появится память, в том числе, и зрительная? Выученное наизусть стихотворение – это не только запас слов, но и развитие связанной речи.
Отменив оценки, мы лишаемся духа соревнований, присутствующего детишкам в этом возрасте. К тому же, оценка стимулирует и обязывает. А чем плохо желание ребенка быть отличником или хорошистом?
Ныне же нам предлагают устно сообщать ученикам об их стараниях: «молодець», «добре», «чудово», «мені сумно». Когда после «молодець» или «добре» в 5-м классе ребенок получит 5 баллов или еще меньше, это будет стресс для него самого и его родителей.
Я бы просто запретила в начальных классах ставить оценки ниже 7–8, но ученик должен привыкать к оцениванию и понимать, выучил он урок или нет. Нельзя только играть – мы должны учить, дисциплинировать. То, что легко покажется сейчас, может оказаться реальной проблемой в старших классах.
Физику – физика, лирику – литература
Изменения в школьных программах ожидают и другие классы. В математике, к примеру, разделы «начальные сведения из стереометрии» и «основы комбинаторики и теории вероятности» со средней школы перенесены в старшую; убрали понятие бесконечной геометрической прогрессии и т.д.
В украинской литературе изъяты такие темы, как литературоведческий процесс, теория литературы, т. е. все то, что касается уже специалистов-филологов.
Некоторые темы перенесены из начальной школы в среднюю, некоторые тяжелые для восприятия произведения изъяты, заменены более легкими. В зарубежной литературе также ряд произведений удалены или перенесены на самостоятельную проработку.
Интересные изменения произошли с программой по истории. К примеру, термин "Киевская Русь" заменен на "Русь-Украина". Новые моменты внесены в программу по экономике, правоведению, географии. На один час в неделю увеличили изучение иностранных языков.
Когда профильного министра спросили, не отразятся ли эти упрощения на качестве обучения, последовал ответ:
– Думаю, нет, потому что это программа уровня стандарта, она является обязательной для всех учебных заведений, а программ для специализированных школ эти изменения не коснулись.
В целом, посыл инноваций такой: математику совсем не нужно тратить слишком много драгоценного времени на изучение литературы. В свою очередь, будущий филолог может изучать математические дисциплины в меньшем объеме.
Однако это далеко не все изменения, запланированные ведомством. Перед тем, как перейти на двенадцатилетнюю систему обучения, МОНУ будет совершенствовать образовательные стандарты, которые, в свою очередь, потребуют разработки новых программ и учебников.
И снова говорим о «12-летке»
Переход к 12-летнему обучению в школах, пожалуй, самый важный аспект готовящейся реформы среднего образования. По словам профильного министра, главное преимущество — сходство с европейской моделью образования.
Это значит, что после перехода украинские аттестаты будут котироваться на Западе. Кстати, сегодня все страны экс-СССР, кроме Украины, РФ и Беларуси, перешли на 12-летнюю систему.
Несмотря на указываемые нам преимущества 12-летки, украинцы к этой идее относятся настороженно: по результатам опроса Фонда "Демократические инициативы им. Илька Кучерива", 70% родителей и 68% педагогов высказались «против».
– Ну, какая школьная парта в 18 лет? В это время у меня уже сын появился, — парирует мне моя соседка Ирина.
До внедрения «12-летки» еще есть время, а пока МОН на уровне областей разрабатывает новые сетки школ, профтехучилищ и колледжей.
Территориальные громады должны сами решать, с каких специальностей им готовить рабочие кадры в профтехлицеях, куда пойдут ученики, не поступившие в колледжи по результатам ВНО после 9 класса. Нам обещают сделать четкую и реальную специализацию, а не намек на нее, как было в 2000-х.
Предлагается, чтобы после окончания 9 класса дети сдавали внешнее независимое оценивание и, в зависимости от пожеланий и результатов ЗНО, имели возможность поступить в старшие профильные школы по двум направлениям – общеобразовательным или профессиональным.
Общеобразовательное – это фактически подготовка к университету в многопрофильном академическом лицее. Профессиональное – обучение в профлицеях и колледжах, где дети получали бы рабочую профессиональную квалификацию или квалификацию младших специалистов.