В Днепре появилось новое культурное пространство
В Днепре появилось новое культурное пространство — галерея «Арт-Метелик». Она начала работу с выставки основателя, художника Игоря Марченко. О планах галереи и о полотнах, собранных в экспозицию «Цветное тело», журналисты расспросили автора.
ТРИ «МЕТЕЛИКА»
— Игорь, Вас знают как руководителя детской студии «Метелик». Это название немного детское, но Вы все же решили дать его и галерее?
— Я не думаю, что это детское название. Оно и очень взрослое: это древний символ человеческой души. Искусство поможет нам переродиться в нечто большее, чем мы есть сейчас. Искусство — это не увеселение, а напряжение творческих возможностей человека, проверка на то, может ли он сам открыто посмотреть на мир или посмотреть на мир другими глазами — глазами художника. То есть искусство открывает людей.
— Вы продолжаете учить детей рисовать?
— Да, детская студия изобразительного искусства на ж/м Северный существует. Я хочу работать в трех направлениях: преподавать детям, выставляться — не только здесь, проводить мастер-классы для взрослых. Эту студию мы назовем «Hard-Metelyk» — будем интенсивно обучать людей рисованию, творчеству (улыбается).
— А мы — это кто? У Вас команда?
— Да. У меня есть помощницы — мои бывшие ученицы, которые уже получили образование и теперь сами преподают.
Научная работа на холстах
— Что отобрали для первой выставки в галерее?
— Это экспериментальная живопись, которой я занимаюсь более 20 лет, с момента, когда в университете столкнулся с философией. Она так на меня подействовала, что я начал ее иллюстрировать. Чтобы понять многие моменты в философии греков, римлян, немцев, я пытался их прорисовывать. Может, эти полотна кому-то будут непонятны, для кого-то агрессивны (я уже наслушался негативных мнений о моем творчестве), но — это результат моих исследований. Это, можно сказать, художественная научная работа.
— И какова ее тема?
— Меня всегда интересовал вопрос, как устроен мир, и мне хотелось это перенести на холст. У меня изображены процессы: возникновения, формообразования, перехода из одного состояния в другое. Я считаю, что живопись — это способ познания истины.
— В чем же истина, нашли?
— Нет, я еще на пути. Чем больше узнаю, тем больше понимаю, насколько это глубоко и необъятно. Иногда у меня возникает мысль, что вообще — непознаваемо, что мы ограниченные существа, находимся в ограниченном трехмерном пространстве, и многое нам просто недоступно. Вполне возможно, придется закончить занятия искусством и перейти к научной деятельности, чтобы узнать, как все на самом деле сложено в этом мире.
От архитектуры к живописи
— А с чего занятия живописью начинались?
— Я ходил в студию во Дворце пионеров, который был на Воскресенской улице. Там преподавал замечательный художник и архитектор Николай Яковлевич Филонюк. Он вдохновил меня на подвиг (улыбается), и искусство стало смыслом моей жизни. Я сказал пафосно, но так это и есть. Потом учился архитектуре в техникуме, но о живописи не забывал. Поступал в художественные институты в Вильнюсе и Киеве, но не сложилось. Поступил на «Изобразительное искусство и дизайн» в ДГУ. Там я долго не пробыл, ушел с первого курса — подход к образованию показался мне формальным.
— И начали работать?
— Я до этого уже работал. С 1992 года преподавал детям в студии «Метелик» и, благодаря этому, у меня была мастерская. Наверное, мне надо было выбирать: работать или учиться. Я остался в студии. Не жалею об этом — у меня было больше свободы экспериментировать.
— Сколько продлится выставка «Цветное тело»?
— Посмотрим по реакции посетителей: две недели или два месяца. Это первый пробный блин, может, он будет комом. А в сентябре сделаем сборную выставку. Я буду приглашать других художников, и мы будем устраивать интересные акции и тематические выставки.