Просто ли в Днепре выбраться из метро в случае пожара?
Как бы там ни казалось, но метрополитен — место довольно безопасное. За соблюдением всех норм и правил здесь постоянно следят специально обученные люди и в случае беды — они будут делать все, чтобы ты остался целым и невредимым. Но, как говорится, на машиниста метро надейся, но сам не плошай.
Днепровский метрополитен — это загадочный стратегический объект, про который мало что известно. Информация о том, где расположен вход, выход и в каком направлении двигаются вагоны, пригодиться лишь обычным будничным днем. Но что делать, если ситуация сложилась нестандартная: к примеру, пожар? План эвакуации висит на каждом шагу, но он не особо внушает доверие к «подземке», ведь сделай лишний шаг «влево» — и все может закончится печально (да, речь о контактном рельсе). Мало кто знает, но за безопасностью пассажиров в метро следят, и следят основательно, а на каждый экстренный случай разработан определенный план действий.
Для того, чтобы в метро попасть куда-то, кроме платформы, нужно разрешение СБУ, поэтому нас ограничили устным рассказом. Пожарную проверку как на наземных объектах, так и на самих станциях Днепровского метрополитена проходят ежедневно. На каждой из них есть оперативный план ликвидации аварии, разработанный совместно с областным управлением ГСЧС и горно-спасательным отрядом. Согласно этому плану, при необходимости эвакуации пассажиров будут задействованы все работники метрополитена, и у каждого из них — свои обязанности. К примеру, пока один дежурный помогает людям пробраться к выходу, другой открывает и фиксирует в двери, предоставив таким образом свободный проход. А дежурный по станции, в свою очередь, обязан проследить за эвакуацией всех коллег, после чего выйти сам и закрыть помещение. Документ крайне важен, поскольку ни одно подразделение ГСЧС, в случае возникновения ситуации, не сможет приступить к ликвидации аварии. Спасатели попросту не будут знать то, как правильно действовать, ведь на каждой станции есть своя специфика.
«Если пожар произошел на станции метро, то система подачи воды для его тушения проходит через трубы, но таким образом тушить огонь можно только на входе. Если возгорание возле подвижного состава — используются пенные огнетушители и спецсредства ГСЧС. Кроме того, огнетушители есть в каждом вагоне, еще два — в кабине машиниста и специальные — под составом, которые раскрываются и срабатывают при возгорании. Что касается аварийных выходов на станции, то на всех дверях есть внутренний запорный замок, но он легко открывается в случае эвакуации. Объясню: снаружи ручки нет, чтобы все, кому ненужно, туда не ходили, но есть щеколда изнутри, которую необходимо опустить, чтобы выйти. В вагонах же все аварийные двери открыты, надо только повернуть специальный рычаг», — рассказал Сергей Яриновский, главный инженер КП «Днепровский метрополитен».
Для того чтобы выйти из-под земли целым и невредимым, также все предусмотрено. На станции метро «Покровская» есть два пешеходных выхода, на пяти остальных путь для эвакуации — это эскалатор. В первом случае все очевидно: если пожар заблокировал один выход — беги к другому. На остальных станциях, если выбраться по эскалатору нет возможности, на помощь «летит» машинист. Он высаживает пассажиров на предыдущей «остановке» и направляется пустым к платформе, откуда забирает и вывозит людей. В случае, если загорелся один из вагонов, машинист обязан довезти всех пассажиров до станции метро, параллельно доложив о случившемся. После чего — открыть двери и произвести высадку людей на платформу, способы эвакуации с которой описаны чуть выше. Не стоит паниковать и тогда, когда поезд стал посреди тоннеля, поскольку эвакуация пассажиров проводится либо через ближайший вентиляционный ствол, либо по шахте до ближайшей станции метро.
«Также в метрополитене существует система аварийного освещения. Если что-то произошло и есть необходимость снять напряжение, то в работу вступают специальные аккумуляторные батареи. Свет зажжется в автоматическом режиме и будет работать так не менее трех часов независимо ни от чего. Такое освещение есть в каждом светильнике на платформе и в самом тоннеле через каждые шесть метров. Поэтому в экстренной ситуации все пути будут освещаться должным образом», — добавил главный инженер метро.
С вентиляционными системами здесь, как уверяют, тоже все хорошо. Они управляемые и имеют несколько режимов, которые предусмотрены на разные случаи. Когда надо локализовать очаг возгорания, включается одна система, отсечь, к примеру, один перегон вагонов от другого — другая, убрать дым — третья и так далее. На станциях метро установлено 24 вентилятора основного проветривания, которые в течение часа четыре раза обновляют весь воздух в «подземке». Если ситуация сложная — вентиляционная система включается в определенной последовательности и в определенных режимах в зависимости от ситуации, и в случае чего — местная вентиляция подключается дополнительно.
Кажется, все. Как бы там ни было — этот вид общественного транспорта был и остается одним из самых безопасных видов перемещения по городу. За вашей безопасностью и практически каждым вашим движением ведется непрерывная «слежка», поэтому нет оснований переживать. Но осторожность, внимательность и любопытство стоит проявлять всегда, ведь, как говорят, предупрежден — значит вооружен.
Фото: Андрей Шушпан