Коммунальное обслуживание Днепра: кто виноват и что делать?
Жители Днепра негодуют по поводу нововведений в коммунальной сфере. В это же самое время представители власти стараются решить проблему обслуживанием многоквартирных домов. Но совпадает ли мнение властей с мнением горожан Днепра?
Мэрия готовится проводить конкурс принудительных исполнителей услуг по содержанию домов. Конкурс с предсказуемыми результатами…
C 1 июля вступил в силу закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». У жителей был выбор – создать ОСМД или, не создавая, заключить договор с любой выбранной ими компанией-управителем. Тем же, кто не сделал ни того, ни другого, мэрия назначит обслуживающую компанию самостоятельно. Горсоветовский конкурс по определению управителей многоквартирных домов в Днепре состоится 12 октября 2016 года.
Причин для волнений предстоящий конкурс вызывает немало. И основания для этого есть как в истории развала днепропетровского ЖКХ, так и в содержании конкурсной документации.
Что вызывает тревогу
Пять лет назад, осенью 2011 года, в городе был дан негласный старт так называемой реформе ЖКХ. Завел её в город вместе с днепродзержинскими фирмами братьев Дубинских экс-вице-губернатор и экс-нардеп Иван Ступак, первоначально в свой избирательный округ — в Бабушкинский район. Затем ползучая приватизация прошлась по всем районам города, последним в прошлом году пал Самарский район.
Об этой экспансии «Горожанин» писал неоднократно. Пропустим не очень интересные для обычных горожан темы, связанные с уходом от налогов и обналичкой (о чем в прошлом году заявляли прокуратура и нардеп Курячий). Подчеркнем чисто бытовую разницу: фирмы Дубинских осуществляют не плановое, а аварийное обслуживание домов. А сегодня они с большой долей вероятности получат в результате конкурса на откуп весь город.
И подробное изучение конкурсной документации развеять наши опасения не смогло. 8 сентября в коммунальной газете было опубликовано объявление о проведении 12 октября 2016 года исполкомом горсовета конкурса по определению управителя многоквартирного дома. И сразу же фиксируем первое нарушение.
Согласно Приказу Минрегионстроя (№150 от 13.06.2016), полная информация о конкурсе должна быть опубликована на официальном сайте мэрии, а в печатном СМИ публикуется лишь краткая информация. Так вот развернутой информации на сайте горсовета нет. Есть только решение исполкома от 1 сентября, которым утверждена конкурсная документация.
Что сравниваем?
Система оценивания претендентов, мягко скажем, тоже вызывает многочисленные вопросы. Дело в том, что в приказе профильного министерства приведен лишь перечень критериев оценки. А вот условий касательно этих критериев законодатель, к сожалению, выдвигать не стал, разрешив это делать органам местного самоуправления самостоятельно. Зря, по нашему мнению.
Так, по критерию «уровень обеспеченности участника материально-технической базой» максимальное количество — 15 баллов (за наличие собственной базы), 10 – за частично арендованную, 5 – за полностью арендованную базу.
Следующий критерий — «наличие персонала, который отвечает квалификационным требованиям к профессиям работников и имеет необходимые знания и опыт». 15 баллов — за наличие всех работников в штате, 10 — если часть работников работает по трудовому договору, 5 баллов – если в штате вообще нет работников.
Еще критерий — финансовая состоятельность потенциального подрядчика. Максимальные 10 баллов даются за… отсутствие задолженности по кредитам! И всё? Значит, конкурс могут пройти предприятия, у которых закрыты расчетные счета по причине задолженности по налогам, сборам, обязательным платежам в бюджеты всех уровней?
Опыт «опыту» рознь
В условиях конкурса есть критерий, согласно которому сравнивается наличие опыта работы по предоставлению услуг в сфере ЖКХ (это 10 баллов), если опыта нет – тоже ничего, 5 баллов гарантированы. А какой это опыт – никого не интересует.
Было бы логично, думается, сравнивать не количество выполненных участниками договоров, а качество оказанных ими услуг. Ведь, по большему счету, можно заключить договор на пять лет и все эти пять лет выполнять работы спустя рукава, но получить за это максимальный балл. Вот, скажем, к примеру, решит принимать участие в конкурсе КП «Жилсервис-2», обслуживающее Шевченковский район Днепра. Опыт работы у него огромный. И нареканий на эту работы у жителей – вагон и маленькая тележка. Однако сколько баллов получит КП? Максимальное количество.
Да и «услуги в сфере ЖКХ» — формулировка крайне туманная. Под неё, например, можно подвести дератизацию и дезинсекцию, проводимую частными фирмами. Можно говорить о полном «пакете услуг» по обслуживанию домов, а можно — об аварийном ремонте внутридомовых сетей. Что именно будет оценивать конкурсная комиссия? Не узнают ли об этом участники уже во время самого конкурса?
Сколько стоит?
На конкурс выносится 8 лотов-районов. Но цену обслуживания участник должен подавать на каждый дом в отдельности, предоставив расчет стоимости услуг на обслуживание 1 кв.м площади жилого дома.
«Рассчитывается как отношение самого низкого предложенного значения по критерию «Цена» к текущему значению по критерию «Цена», умноженное на 50 (максимально возможное количество баллов)», — витиевато значится в условиях.
Что кроется за этой загадочной формулировкой, обычному горожанину не понять. Как, собственно, и далекому от мэрии потенциальному участнику конкурса.
Занимательно, но в опубликованные списки домов под принудительное обслуживание попали и те дома, жители которых уже создали ОСМД и выбрали управителя! К примеру, дома №100 по Евпаторийской, №9 по спуску Крутогорному, №3 по пер.Штабному, №22 по ул. Шевченко создали ОСМД и взяли дома в самоуправление. А дома №4 по ул. Гетьмана Дорошенко, 1 по ул. Эфремова, 17 по ул. Гоголя, 2 по пер. Штабному уже определились с управителем. Но им хотят навязать управителей от мэрии.
Также более 60-ти 1-2-квартирных домов только в Соборном районе, которые не подпадают под действие Закона №417, почему-то включены в список объекта конкурса.
Что это? Описка или умысел?
Что занимательно, дом №19 по Запорожскому шоссе, в котором проживает депутат Пилипенко и в котором создано ОСМД и договор обслуживания заключен с районным КПЖРЭП, в список таки не попал!
Кто будет выбирать?
В Приказе Минрегионстроя указано, что для проведения конкурса организатор должен создать конкурсную комиссию, состав которой и положение о которой утверждаются организатором конкурса.
«В состав конкурсной комиссии могут входить представители профильных общественных объединений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и органов самоорганизации населения», — значится в Приказе.
Что мы видим на практике? В нашем городе конкурсная комиссия состоит сплошь из чиновников и депутатов. В председателях — вице-мэр и директор департамента Михаил Лысенко, в секретарях – депутат из промэрской коалиции Владимир Икол. Члены комиссии — директор департамента жилищного хозяйства Владислав Грицай, председатель профильной депутатской комиссии Дмитрий Безуглый, председатель бюджетной комиссии Артем Хмельников, член исполкома Андрей Бирюк.
В городе много авторитетных общественников в сфере ЖКХ, но в комиссию попали двое никому не известных. Это Алексей Иванченко, председатель общественного союза «Наш дом Днепропетровск» (кто о таком слышал?), зампредседателя общественной организации «Коммунальный контроль плюс» (детище Анжелики Пилипенко — депутата-перебежчика из Оппоблока в коалицию Филатова), а также — представитель партии «Общественное движение «Народный контроль» Юрий Гайдук. Что касается этой партии, то ее днепропетровскую ячейку, согласно нашей инсайдерской информации, поддерживают финансово в том числе братья Дубинские.
Интересно, что общественная приемная нардепа и лидера «Народного контроля» Дмитрия Добродомова располагается по адресу ул. Комсомольская, 11. Там, где зарегистрирован ряд фирм братьев Дубинских, здесь у них что-то вроде «приемной».
В Днепродзержинске, откуда Дубинские, собственно, и вышли, местные СМИ сообщают о наличии «людей Дубинских» во фракции «Народный контроль» в Днепродзержинском горсовете. В частности, издание «Каменское» сообщает:
«Самые прибыльные предприятия «Горводоканал» и «Тепловые сети» полностью взяли под контроль Дубинские. Их люди из фракции «Народный контроль» сразу получили там руководящие должности».
Авторитетный и опытный общественник в сфере ЖКХ Екатерина Чижик так охарактеризовала эту комиссию:
— На одном из обсуждений программы содействия ОСМД председатель комиссии горсовета по ЖКХ Безуглый публично озвучил такой тезис: всем надо успокоиться, потому как он гарантирует, что конкурс выиграет именно нужное коммунальное предприятие. Думаю, что отсюда и «нужный» состав комиссии, и «ручная» общественность.
Небрежность?
Мелкие нестыковки, которые, однако, могут привести к «вылету» участников и отсутствию реальной конкуренции, в документе тоже имеются. К примеру, не указан точный срок действия справки из обслуживающего банка.
«Срок действия не должен превышать двух недель», — указано в объявлении.
Двух недель от какой даты? Даты получения этой справки из банка? Даты конечного срока подачи предложения? Даты раскрытия конкурсных предложений? Не ясно.
Также в заявлении об участии организатор, помимо прочего, требует указать объект конкурса. Сделать это можно едва ли, в объявлении об объекте не сказано ни слова. Это и неудивительно: указывать объект, согласно Приказу Министерства, организатор должен лишь в конкурсной документации. Но зачем в таком случае выдвигать такое невыполнимое требование к участникам? Чтобы было проще отстранить их от участия?
Раскрытие предложений состоится уже через месяц. Будем надеяться, что при принятии решений наш доблестный конкурсный комитет все же будет ориентироваться на предпочтения горожан, а не на желание всяко-разных «уважаемых людей» заработать. Хотя уже только тот факт, что горсовет не предпринял никаких попыток по установлению границ разумных тарифов, приводит к пониманию, на чьей стороне играет наша мэрия.