Как выглядит недостроенная часть объездной дороги Днепра
Гостиница «Парус», метрополитен, объездная дорога. Все эти объекты объединяет один и тот же страшный «диагноз» — долгострой. Судьбу каждого из них обсуждали годами, использовали в предвыборных программах и борьбе с политическими оппонентами. И если гостиницу уже давно воспринимают просто как грустный символ Днепра, то у двух других проектов шанс на развитие все-таки есть.
20 февраля городской совет Днепра написал обращение к Кабинету Министров с просьбой возобновить финансирование проекта строительства объездной дороги от улицы Кайдакский шлях до автомобильной дороги Киев — Луганск — Изварино.
ОБЪЕЗДНАЯ. НАЧАЛО
Идея создания объездной дороги, которая разгрузила бы центр города, появилась еще в 70-х годах прошлого века, однако тогда развития эта мысль не получила. Вопрос разгрузки дорог остро встал перед властями в 2000-х годах, а к 2009-му Днепропетровск оставался единственным областным центром, не имеющим объездной дороги.
Решающий момент настал — весной 2010 года на строительство первой очереди выделили средства. Планы были грандиозные, а деньги — огромные. Тогда весь проект оценили в 900 млн гривен. Городская эстакада непрерывного движения «Правобережные съезды с Кайдакского моста» и объездная дорога «Южный обход Днепропетровска» должны были стать основой новой транспортной инфраструктуры области. Их задачей было соединить в одно целое все основные дорожные магистрали области, расходящиеся от центра Днепра в направлении Запорожья, Кривого Рога, Донецка, Полтавы, Харькова и Киева.
Всего на объездной дороге выделяют 4 основных участка:
- правобережный съезд с Кайдакского моста (5,2 км);
- участок дороги от Южного моста до Запорожского шоссе (6 км);
- дороги от Южного моста и до трассы Днепр — Мелитополь (12 км);
- дорога от Мелитопольской до Харьковской трассы (13 км).
Первый участок дороги сдали осенью 2011 года, и сразу же приступили ко второму. По правому берегу Днепра от Кайдакского моста в сторону Запорожского шоссе установили десятки бетонных опор. Во время строительства пришлось отселить не один жилой дом, который стоял на пути автострады. Жители города даже выходили на протесты, но результат был не в их пользу. В 2011 году строителям даже пришлось силой снести дом, жильцы которого не желали съезжать. В основном днепрян переселяли в многоквартирные дома на жилмассиве Западный.
Планировалось, что протяженность будущих съездов с моста составит 6 км. Из них 1 км — эстакада, пролегающая над промышленной зоной — заводом имени Петровского и трубным заводом, а также железнодорожным полотном.
На новый объект возлагали немало надежд — в заголовках новостей постоянно мелькали фразы про «ударные темпы строительства» и «сдачу в эксплуатацию досрочно». Вся объездная дорога вместе с правобережными съездами с Кайдакского моста должна была иметь протяженность около 70 км, а полностью закончить строительство планировали к 2015 году. Южный обход должен был стать самым громким инфраструктурным проектом Днепропетровской области за годы независимости Украины. Но что-то пошло не так.
В 2014 году облгосадминистрация не смогла найти денег на финансирование следующей очереди и проект заморозили. С тех пор об этом грандиозном провале ежедневно напоминали бетонные опоры, грустно устремленные в небо. Они постепенно ветшали, как и надежды жителей Днепра на достройку объездной дороги. Ситуация не менялась вплоть до 2018 года.
СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕЗДНОЙ ДОРОГИ, VOL.2
В апреле 2018 года строительство второй очереди объездной дороги возобновили. Прежде всего руководство области принялось за избавление от «петли» — технической дороги, которой, по факту, не существовало в природе. Работа спорилась и в скором времени на объездной дороге собрали мост. На подъездах к нему уложили асфальт, а затем ввели эту часть дороги в эксплуатацию.
Дальше строительство второй очереди пройдет в два этапа. Сначала сделают участок дороги от Запорожского шоссе до дороги на Аэропорт, затем — от дороги на Аэропорт до Южного моста. Торги по первому участку дороги уже проведены, а для строительства второго участка собирают необходимые документы, которые потом отправятся на экспертизу для оценки специалистами.
А пока все внимание приковано к той части Южного обхода, ее заброшенный фрагмент в районе Кайдакского моста продолжает приходить в негодность и делать окружающий пейзаж еще более зловещим. Сейчас это место похоже на съемочную площадку для фильма в жанре антиутопии — серый бетон, ржавый металл и абсолютное запустение. Остается надеяться, что совместные усилия областной и городской властей сыграют свою роль, финансирование найдется и объездная дорога начнет исполнять свою важную функцию, вместо того, чтобы подпирать бетонными опорами небо.
Фото: Глеб Пархомец, Сергей Скрыпник