История первого ВУЗа Екатеринослава
В 1899 году Государственный Совет Екатеринослава получил высочайшее распоряжение: «Положения о Екатеринолавском высшем горном училище», в котором говорилось: «...2. Поручить Министру земледелия и Государственного имущества открыть первый курс обозначенного учебного заведения в сентябре 1899 г.»
Пуск в 1884 году Екатерининской железной дороги, соединившей Кривой Рог и Донбасс, дал мощный толчок для развития угольной, железнорудной и металлургической промышленности в Приднепровье. Сырья для этого хватало, а вот с кадрами были проблемы. Чтобы не оборвался стремительный рост промышленности, необходимо было наладить регулярную подготовку специалистов по горнодобывающему и металлургическому делу.
Об основании в Екатеринославе Горного института гласные Городской Думы подняли вопрос ещё 26 января 1896 года. После долгих прений в верхах 4 июня 1899 года было утверждено «Положение» о Екатеринославском Высшем Горном Училище. В Петербурге решили, что на юге империи нужен не институт, выпускники которого в дальнейшем смогут заниматься сугубо научной деятельностью, а именно училище, которое будет готовить специалистов-практиков. Однако, в отличие от других Горных училищ Российской империи, Екатеринославское было названо Высшим, а это означало, что абитуриентами могли стать только граждане имеющие аттестат о среднем образовании.
Высшее Горное Училище было открыто 30 сентября 1899 года в зале Потёмкинского дворца. Собственного здания училище ещё не имело, и Дворянское собрание позволило будущим инженерам на первых порах заниматься в помещениях принадлежащего ему Дворца. 352 жителя юга империи изъявило желание обучаться горному или заводскому делу. 177 из них прошли конкурсный экзамен и были допущены ко вступительным экзаменам. И только 77 абитуриентов были приняты на первый курс.
19 августа 1900 года на Соборной площади были торжественно заложены два корпуса: главный и химический. А через два года студенты штудировали горную науку уже в собственном здании - к сентябрю 1902 года был отстроен химический корпус. В 1910 году профессорский совет училища выступил с предложением - преобразовать учебное заведение в Горный институт и присвоить ему имя императора Петра І. Через два года эти ходатайства были удовлетворены, и в июле 1912 года Екатеринославское Высшее Горное Училище получило новый статус и имя.
Обучение в ВУЗе было платным. Неимущих, но способных студентов поддерживало общество воспомоществования бедным студентам. Практиковались многоразовые академические отпуска: можно было проучиться год, затем взять отпуск, накопить денег и снова вернуться к учёбе. Так, в 1903 году, когда училище выпустило первых специалистов по горнозаводскому делу, из 77 поступивших дипломы получили только 17.
В 1913 году студенты института организовали кооператив по печатанию конспектов: книги по предметам не всегда можно было достать, а записывать лекции за преподавателем успевали не все. Поэтому сообразительные будущие инженеры стали за свой счёт печатать конспекты, которые покупали и студенты, и институтская библиотека. Судя по многочисленным упоминаниям Горного училища, а затем института в местной прессе, его студенты вели бурную общественную жизнь. В начале ХХ века юные горные техники активно осваивали новую для того времени сферу - «авиатику».
Перед Екатеринославской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставкой, проходившей летом 1910 года, газета «Южная Заря» писала: «Группа студентов Горного училища, членов кружка воздухоплавания Мешко,Чуюн и Есманский предлагают комитету свои услуги по организации воздухоплавательного подотдела выставки, причём изготовление моделей аэропланов, аэростатов и планеров и заведование ими берут на себя. Помимо этого группа аэронавтов предлагает услуги по чтению лекций по аэростатике и аэродинамике, с демонстрированием картин волшебного фонаря и синематографа, опытов и полётов моделей». Осенью того же года газета информировала: «10 октября, в 6 часов вечера, в аудитории горного училища, состоялась лекция инженера Штоффа «О воздухоплавании». Лекция собрала многочисленную публику и прошла с полным успехом».
Во время Первой мировой войны в главном корпусе Горного института располагался лазарет. Во время Гражданской войны аудитории пустовали. В 1921 году институт вновь заработал, но уже под именем большевика Артёма, к горной промышленности имевшего отношение постольку, поскольку, как сообщалось обывателям, он «интересовался горным делом».
В 1941 году институт был эвакуирован, а в годы оккупации в его главном корпусе функционировал немецкий госпиталь. Уходя из города, в октябре 1943 года, немцы сожгли институтские здания. Полностью отстроить их удалось только спустя 8 лет. Занятия же в Горном институте возобновились уже в сентябре 1944 годаи продолжаются по сей день.