Исторический Днепр: история Слобожанского проспекта
Днепр дышит древностью. Улицы города украшают старинные здания, памятники культуры и архитектуры, монументы и удивительные фасады. Однако есть в Днепре и целые исторические кварталы.
Одним из таких мест является Слобожанский проспект. Он считается одной из главных улиц города в левобережных районах. Слобожанский проспект разделяет с юга на север Левый берег Днепра пополам.
Протяженность проспекта 6 300 метров. Он проходит от Нового моста и упирается в парк Дружбы. За Приднепровской железной дорогой расположился рабочий поселок Султановка, который при советской власти носил имя революционера Клочко. Район «Кучугуры» застроен жилыми домами вдоль проспекта Калнышевского и расширен Нижнеднепровским трубопрокатным заводом. В конце проспекта находится поселок городского типа Слобожанское вместе с его новым районом «Золотые ключи».
Основание Екатеринослава в слободе Половица обусловило строительство в XIX веке прямого почтового тракта в Московию. Тогда решили устроить переправу с Мануйловки к Половице на месте современного Нового моста. Почтовый тракт прорубили через «Кучугуры» — местность на левом берегу современного Днепра, покрытую песчаными кучугурами. Тракт назывался Новомосковским шоссе.
Несколько первых «сталинок» построили в районе улицы Калиновой, где 9 мая 1949-го установили памятник военному летчику Анатолию Брандису. В течение 1940 — 1950-х застраивался преимущественно 2-этажными домами рабочий поселок Красный металлист. Выдающимся зданием поселка стал Дом культуры.
В конце 1950-х годов, когда город Нижнеднепровск присоединили в Днепропетровску, вдоль Новомосковского шоссе развернулось массовое строительство. В 1957-м на проспекте запустили троллейбусы. В 1962 году Новомосковское шоссе переименовали в проспект имени Газеты «Правда». В 1966 году ввели в эксплуатацию Новый мост через Днепр, который был началом оси проспекта с центральной частью города на правом берегу.
В связи с декоммунизацией проспект переименовали в 2015 году на Слобожанский как главный путь сообщения со Слободской Украиной. В перспективе планируется строительство второй очереди Днепровского метрополитена, которая должна пройти под Слобожанским проспектом с линии под проспектом Поля на Правом берегу.
Фото: Сергей Скрыпник