Днепровский дайвер Андрей Воробьев покоряет подводные глубины
«Дайвинг переносит человека в другой мир, в котором он заново учится двигаться и дышать. Это наполняет жизнь новыми впечатлениями и эмоциями», — слова нашего земляка, профессионального дайвера с пятнадцатилетним стажем Андрея Воробьева. Спортсмен рассказал об увлекательных и опасных погружениях на затонувшие судна около острова Змеиный, мексиканских подводных пещерах, а также о том, что скрывается под толщей воды Новониколаевского карьера.
Экстремальный дайвинг
— Андрей, Вы недавно совершали погружения в Черном море, около острова Змеиный. Не впервые… Чем же так манит это место дайверов со всей Украины и зарубежья?
— Для дайверов — это «Мекка» подводного плавания. Ездим на Змеиный на протяжении семи лет. В этом году собралась компания из более чем тридцати человек со всей Украины. В нашей стране сейчас не так много водоемов с затонувшими объектами. Этот остров — настоящая находка. На морском дне: крейсер Первой мировой войны «Лейтенант Зацаренный», который подорвался на мине и раскололся пополам; грузовое судно, потерпевшее крушение во время шторма предположительно в 1907 году… Также мы погружались к советской дизель-электрической торпедной подводной лодке Щ-212 времен Второй мировой войны. Есть в акватории и найденное в 2011 году древнегреческое деревянное торговое судно «Патрокл», которое транспортировало амфоры. Затонуло два с половиной тысячелетия назад возле нынешнего морского форпоста Украины.
— Расскажите, кто системно занимается поиском и изучением затонувших объектов в акватории около о. Змеиный?
— Клуб подводного плавания «Новарекс», в составе которого есть профессиональные археологи. Это коллектив увлеченных людей, для которых дайвинг и археология — дело всей жизни. Каждый год на протяжении месяца длится их экспедиция. Занимаются поиском и исследованием затонувших объектов. Охраняют их от вандалов и черных копателей. А мы приезжаем в этот период на 2-3 дня, узнаем все новости и вместе с ними совершаем погружения.
— Насколько рискованно забираться в затонувшие объекты?
— Это считается экстремальным дайвингом. К примеру, подводная лодка находится на глубине 36 метров. Из-за того, что она подорвалась на мине, открыты все отсеки. Мы проникли внутрь, прошли всю лодку от носовой части до кормовых торпедных аппаратов. По ходу прокладывали ходовик — веревку, по которой можно безошибочно выбраться обратно. Замкнутое пространство несет опасность. Если случайно поднять ил, абсолютно пропадает видимость. Не помогут даже мощные фонари, лучи которого в прозрачной воде «пробивают» до пяти метров. Без ходовика высок шанс не выбраться из лодки.
Без права на ошибку
— Подобные погружения явно не для новичков…
— Конечно! Дайверы без должного опыта на сложные объекты не допускаются. Я своим ученикам изначально рассказываю о том, с каким опытом какой уровень погружения допустим. Важно также учитывать, что за спиной — ограниченное количество газа. Каждое погружение должно быть тщательно спланировано. Также нужно понимать, что дайвинг — спорт парный. В экстремальные погружения можно идти только с проверенным напарником, которому можно доверять. Кстати, среди самых надежных — моя девушка Алла. Под водой нужно быть готовым ко всему. У дайверов нет права на ошибку, ведь ее цена — собственная жизнь.
— На остров люди приезжают и просто на экскурсию…
— Совершенно верно. В основном привлекает колорит. Небольшой участок суши, на котором практически нет растительности. В этом красота и необычность. Особенно там живописен закат. На Змеином официальный населенный пункт — поселок Белое. Небольшие домики, почта, музей, отделение банка, продуктовый магазин, метеостанция, портопункт. Гостиница и столовая напоминают пионерлагерь. Есть электричество, вода, все основные удобства. Живут там только работники и туристы. Также здесь находится подразделение украинских пограничников. На берегу — беседки, в которых можно спрятаться от палящего солнца, так как деревья на острове отсутствуют. В них мы собираемся после погружений обсудить с «коллегами» новые впечатления.
Спартанские условия
— Как добирались на Змеиный?
— Дорога до острова увлекательная. Через Одессу едем в Вилково. Очень колоритный город с множеством каналов. Не зря в народе его называют украинской Венецией. Там мы садимся на грузопассажирское судно «Касатка». Время в пути — 6-7 часов. Условия спартанские, для пассажиров — жесткие скамейки на палубе. Только в этом году сделали навес. Вокруг — прекрасный морской пейзаж, на обед — вкуснейшая традиционная уха от кока.
— В каких еще странах есть интересные объекты для дайвинга?
— Этим летом открыл для себя уникальное место для технических дайверов — поселок Криница в Хорватии. Технический дайвинг — это погружение в те места, где нет возможности беспрепятственно всплыть, а также большая глубина. В Кринице есть возможность погружаться до 80 метров. Красивое прозрачное море и огромное количество затонувших объектов Второй мировой войны, обросших кораллами и растительностью. Также там большое количество декоративных рыб.
— А на других континентах исследовали подводный мир?
— Был в Мексике и Доминиканке. Там сотни подводных пещер, протяженностью десятки километров. Внутри невероятно красиво, разноцветные пещеры украшает созданный природой декор. Это сталактиты и сталагмиты, внешне напоминающие громадные сосульки. Также бывал в островном государстве Палау, что в Тихом океане. Там мы погружались к затонувшему японскому флоту, который был разбит американцами в отместку за Перл-Харбор.
Музей под водой
— А на какую максимальную глубину Вы ныряли?
— Несколько лет назад погружался на глубину 115 метров на юге Красного моря. Ныряли к затонувшему судну, которое во время Первой мировой войны шло загруженное слоновыми бивнями и врезалось в риф. На такие объекты погружаются единицы со всего мира.
— Помнится, днепровские дайверы лет восемь назад в Новониколаевском карьере создали подводный музей советской техники…
— Это наше детище (улыбается). Мы регулярно очищаем карьер от мусора, оставленного отдыхающими. Идея создать музей техники родилась, когда нашли там перевернутые «Жигули» и автоцистерну. Ежегодно пополняем тем, что «завалялось» в гаражах днепровских дайверов. Сейчас в музее — мотоциклы «Днепр-МТ» и «Иж Юпитер», автомобиль «Запорожец». Также есть автобус из советского прошлого. Старинная металлическая печатная машинка. Экспонаты обросли ракушняком и превратились в искусственные рифы, которые создаются, чтобы рыбам было где обитать. А с недавних пор мы установили под водой манекены, на которые надели свои вещи. Одни дайверы пожертвовали шорты и майки, другие — кроссовки. Зрелище очень необычное, многие даже называют его мистическим.
— Где-то в мире еще есть подобные музеи?
— В США есть озеро, в котором дайверы разных клубов создали музей техники. Среди экспонатов есть даже самолет. А в мексиканском Канкуне известный скульптор, который увлекается дайвингом, создал на дне Карибского моря подводный музей человеческих фигур в натуральную величину. Всего коллекция насчитывает более 400 скульптур. Экспозиция под названием «Тихая эволюция» отображает историю людей, начиная с древних народов майя и до нашего времени.