Днепровец отсудил налог на роскошные авто
Высший административный суд Украины впервые вынес решение в пользу водителя из Днепропетровской области, оспорившего транспортный налог. Суд отменил налоговое уведомление-решение о начислении налога и решения судов низшей инстанции, вернув дело на повторное рассмотрение с формулировкой «неполное определение обстоятельств».
Управляющий партнер ЮФ «Можаев и партнеры» Михаил Можаев пояснил, что особенность украинской юридической системы такова, что, если суды низших инстанций принимали решения, с которыми не согласился суд высшей инстанции, то в 99,9% суд первой инстанции, куда вернули дело на повторное рассмотрение, примет противоположное решение. «То есть шансы все же отменить налоговое уведомление очень высоки», — говорит Можаев.
Отдельное внимание ВАС обратил на то, что транспортный налог должен устанавливаться местными советами. То есть, чтобы понять, нужно ли его платить, нужно изучать, когда такой сбор был принят в том или ином регионе страны.
Украинские налоговики начисляют водителям налог на авто на основании последних изменений в налоговый кодекс. В них прописана новая формула расчета сбора. Если ранее налогообложению подлежали авто с большим объемом двигателя (свыше 3 л), то теперь привязка идет к стоимости (от 1 млн грн).
Таких машин в Украине, как подсчитывали ранее в Минфине, — порядка 140 тыс. С их владельцев чиновники рассчитывают ежегодно получать 3,5 млрд грн.
Но, как выяснилось, теперь, чтобы обязать украинцев платить эти деньги, отдельные решения о введении транспортного сбора должны быть приняты всеми местными советами.
«Причем, согласно бюджетному кодексу, чтобы налог действовал с 1 января, его нужно принять за полгода до этого (в нашем случае, до 1 июля). То есть фактически в этом году сбор уже можно считать незаконным. В следующем году он будет законным, если местные власти введут его в течение ближайшего месяца», — пояснил руководитель всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.
Он прогнозирует вал судебных исков от собственников дорогих автомобилей. Те пытались оспорить этот сбор и ранее. Многим удалось добиться аннулирования налоговых уведомлений еще когда сбор начислялся по старым правилам (для машин с моторами больше 3 л) на том основании, что налог введен позже обозначенного законом срока (6 месяцев до начала налогового года).
«Если и в этот раз будет создан прецедент, шансы водителей выигрывать подобные дела резко увеличатся», — подытожил Михаил Можаев.