Ночной Днепр: как выглядит жилмассив Тополь после заката
У спальных районов Днепра есть своя отдельная история. Каждое место здесь привычно родное и связано с какими-то воспоминаниями. Ежедневно мы пробегаем мимо однотипных многоэтажек, куда-то торопимся и не замечаем того, что нас окружает. Но ночью время будто замирает, и у нас появляется уникальная возможность — посмотреть на привычные места иначе.
Одним из таких районов является жилмассив Тополь, который находится в южной части Днепра. Его начали строить еще в конце 1960-х годов. Массив тянется вдоль Запорожского шоссе к западу от него. Состоит из трех микрорайонов: Тополь-1, 2 и 3. Историки до сих пор не знают, откуда у массива появилось свое название. По некоторым сведениям, архитекторы исходили из того, что в этих местах ранее было изобилие тополиных рощ.
На район возлагалась ответственная миссия — создать хорошее впечатление у гостей города, которые въезжают с юга. Тополь «открывает» город и первый «рассказывает» о нем. Но из грандиозных планов на массиве удалось построить только «визитную карточку» — красно-белые здания Тополя-1 и шестиполосное Запорожское шоссе.
Жилмассив быстро разрастался: в 1978 году здесь проживало около 20 тысяч человек, а в 1981 году — уже 52 тысячи. По характеру застройки этот район вряд ли отличишь от остальных — многоэтажки 70-90-х годов, различные магазины, кафе, торговые центры. Уже в 80-х годах здесь появился такой себе «город в городе». В 1994 году на Тополе открыли кинотеатр «Сич», а в 2003 — реконструировали в трехзальный мультиплекс.
Но есть в истории Тополя и своя трагическая глава. Утром 6 июня 1997 года здесь под землю ушел 9-ти этажный дом. Позже, в этот же день, разрушились два детских садика, средняя школа № 99 и еще ряд объектов. Причиной стало то, что здания в этих местах строили на мягком лессовом грунте, в районах, обильных плавунами. К тому же состояние подземных водных коммуникаций только усугубляло картину. Как потом признавались строители Тополя, их сильно подгоняли «сверху», что не дало качественно проложить в этих местах трубы.
Фото: Дмитрий Федоров