История города от Екатеринослава до Сичеслава

27.11.2017
5257

История Днепра начинается в 1776 году  указом Екатерины II. В честь Императрицы город получил название Екатеринослав. Первоначально новый губернский город был заложен в устье реки Кильчень. Однако из-за неудачного географического расположения просуществовал не долго.

22 января 1784 года вышел указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр, который по первоначальному плану должен был стать «Третьей столицей Российской империи». 9 мая 1787 года  Императрица Екатерина II собственноручно  заложила первый камень в строительство Спасо-Преображенского собора.

Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1747 года. Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом .

Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потемкина по превращению Екатеринослава в 3-ю столицу Российской империи, после его смерти и смерти Екатерины II, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была только суконная мануфактура, основанная в 1794 году.

К концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных зданий, в т.ч. дворец Потемкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тыс. человек.

В 1796 году по указу императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название.

В 1820 году в Екатеринославе отбывал ссылку и жил А.С.Пушкин.

В XIX веке население города продолжало медленно увеличиваться и в 1853 году составило уже более 13 тыс. человек, а в 1862 году в городе было 315 каменных и 3060 деревянных домов. Кроме суконной фабрики начали действовать чугунолитейные, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопные и кожевенные производства.

В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет  через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская  железная дорога связала Донбасс с Кривбассом.

После открытия в районе Кривого Рога железорудных месторождений, началось бурное промышленное развитие края и его центра. При активном участии французского и немецкого капитала, в городе и его окрестностях появилось несколько крупнейших металлургических заводов, которые по сей день работают. Локомотивное  депо Екатеринослава стало крупнейшим  на юге Российской империи.

Население города, в основном за счет мигрантов, резко выросло и если  в 1865 году  в Екатеринославе проживало 22,8 тыс. человек, то в 1897 году  -  уже  более 121 тыс. человек. В этом же году в городе запустили электрический трамвай – 3-й в Российской империи, после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений.

В начале ХХ века  город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось  и составило 252,5 тыс. человек. В 1918 году при гетмане Скоропадском был открыт первый в городе университет.

В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев - в октябре 1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября – власть в городе перешла к частям Белой армии.

В 1918-1919 годы, во время существования  Украинской народной республики, город назывался Сичеслав, а с 1919 года по 1926 год снова носил имя Екатеринослав.

Источник: http://ukrainian.su

Читайте еще

PAFI Kota Tarempa: Meningkatkan Edukasi Masyarakat tentang Penggunaan Obat yang Aman
Persatuan Ahli Farmasi Indonesia (PAFI) merupakan organisasi profesi yang bertujuan untuk meningkatkan praktik dan pendidikan farmasi di Indonesia. Cabang PAFI di Kota Tarempa, Kepulauan Riau, memainkan peran penting dalam memastikan bahwa masyarakat...
30.08.2024
350
Зварювання підлоги автомобіля - який зварювальний апарат вибрати?
Будь-який металевий каркас з часом піддається корозії та деформації, і ця проблема не оминає автомобільні пороги. На металевий каркас мають вплив солі та хімічні речовини, що знаходяться в повітрі - і згодом...
29.08.2024
256
Как определить, что моторное масло требует замены
Каждому автовладельцу известно, что замена моторного масла – это важный этап технического обслуживания автомобиля. Но когда именно нужно выполнять эту замену, зачастую остается непонятным. Моторное масло Лотос, хоть известно своей качественной формулой,...
26.06.2024
411
Сколько стоит хорошая сигнализация на машину в 2024?
Автосигнализация — специальное электронное устройство, которое устанавливается в автомобиль, чтобы защитить авто от угона. Устройство подает сигналы владельцу и другим людям, с помощью звуковых и/или световых сигналов о несанкционированном доступе к машине...
28.02.2024
746