История города от Екатеринослава до Сичеслава
История Днепра начинается в 1776 году указом Екатерины II. В честь Императрицы город получил название Екатеринослав. Первоначально новый губернский город был заложен в устье реки Кильчень. Однако из-за неудачного географического расположения просуществовал не долго.
22 января 1784 года вышел указ об основании второго Екатеринослава на реке Днепр, который по первоначальному плану должен был стать «Третьей столицей Российской империи». 9 мая 1787 года Императрица Екатерина II собственноручно заложила первый камень в строительство Спасо-Преображенского собора.
Однако, местоположение центра (на холме) нового города, снова оказалось не очень удачным, возникли трудности с водоснабжением, поэтому городской центр стал перемещаться на запад, в низину, к Днепру, где располагалась казацкая слобода Половица, известная с 1747 года. Постепенно казацкая слобода была поглощена Екатеринославом .
Несмотря на грандиозные планы и энтузиазм губернатора края Григория Потемкина по превращению Екатеринослава в 3-ю столицу Российской империи, после его смерти и смерти Екатерины II, развитие города затормозилось. Из крупных предприятий была только суконная мануфактура, основанная в 1794 году.
К концу XVIII века в городе насчитывалось 11 каменных зданий, в т.ч. дворец Потемкина, и 185 деревянных домов, а население составляло около 6 тыс. человек.
В 1796 году по указу императора Павла город Екатеринослав был переименован в Новороссийск, однако в 1802 году городу было возвращено старое название.
В 1820 году в Екатеринославе отбывал ссылку и жил А.С.Пушкин.
В XIX веке население города продолжало медленно увеличиваться и в 1853 году составило уже более 13 тыс. человек, а в 1862 году в городе было 315 каменных и 3060 деревянных домов. Кроме суконной фабрики начали действовать чугунолитейные, кирпичные, свечные, мыловаренные, салотопные и кожевенные производства.
В 1873 году на левый берег от Харькова через Синельниково была проложена железнодорожная ветка, а через 11 лет через Днепр был построен мост и открыт вокзал в самом Екатеринославе на правом берегу. Екатерининская железная дорога связала Донбасс с Кривбассом.
После открытия в районе Кривого Рога железорудных месторождений, началось бурное промышленное развитие края и его центра. При активном участии французского и немецкого капитала, в городе и его окрестностях появилось несколько крупнейших металлургических заводов, которые по сей день работают. Локомотивное депо Екатеринослава стало крупнейшим на юге Российской империи.
Население города, в основном за счет мигрантов, резко выросло и если в 1865 году в Екатеринославе проживало 22,8 тыс. человек, то в 1897 году - уже более 121 тыс. человек. В этом же году в городе запустили электрический трамвай – 3-й в Российской империи, после Киева и Нижнего Новгорода. В городе появился ряд общественных, образовательных и культурных учреждений.
В начале ХХ века город продолжал бурно расти, развивалась промышленность, торговля, росло население, которое к 1910 года удвоилось и составило 252,5 тыс. человек. В 1918 году при гетмане Скоропадском был открыт первый в городе университет.
В годы гражданской войны город не раз становился ареной боев - в октябре 1919 года был захвачен отрядами махновцев, а 25 ноября – власть в городе перешла к частям Белой армии.
В 1918-1919 годы, во время существования Украинской народной республики, город назывался Сичеслав, а с 1919 года по 1926 год снова носил имя Екатеринослав.