Главный архитектор Днепропетровска о планах развития города

19.05.2016
2135

С главным архитектором Днепропетровска Дмитрием Воликом мы беседовали в его небольшом, но достаточно уютно кабинете. На полках шкафа - специализированная литература по архитектуре и градостроительству. Здесь же - планы будущей застройки Днепропетровска. Фрагменты будущего нашего города.

Говорили мы с Дмитрием, естественно, об архитектурных перспективах Днепропетровска. Тем более, что он имеет к нему самое непосредственное отношение.

- Дмитрий, не так давно в Днепропетровске обсуждали Генеральный план города. О чем говорили?

- Генеральный план - это системный перспективный план развития города на ближайшие двадцать лет. Поэтому к его разработке и обсуждению привлекаются не только архитекторы, но и представители транспортной сферы, ученые, которые изучают демографию. На основе многих факторов порой возникает необходимость пересмотра генерального плана. Что, собственно, и произошло. Дело в том, что нынешний генплан был подготовлен в 2007 году, а вступил в действие в 2008 году. Бокс-парк с точки зрения архитектуры, это шутка.

Как раз, когда грянул мировой кризис. Которого мы никак не ожидали. Поэтому в генплан вносились очень оптимистичные данные. В частности, при обсуждении генплана в 2007 году, ученые давали расчетные цифры по демографии: к 2026 в Днепропетровске будет проживать 1,2 млн. жителей. А это значит, что понадобится много больших, многоквартирных домов. Чтобы удовлетворить спрос. Исходя из этих прогнозных показателей тогда приоритет был определен за общественной застройкой в ущерб индивидуальному строительству. Иными словами планировалось, что ряд территорий изменит свой облик - вместо частных домов там появится многоэтажная застройка. Но это не случилось из-за кризиса в экономике и строительной отрасли. А территории так и остались, условно говоря, "замороженными". Граждане не заинтересованы в развитии этих территорий, так как понимают: рано или поздно здесь будут большие дома.

- И как вышли из ситуации?

- Под строительство многоквартирных домов мы запланировали большие массивы пустующей земли либо небольшие участки, где нет индивидуальной застройки. Надо признать, что в генплане, принятом в 2007 году, была сформирована идеально красивая модель, которая так и не была реализована. И, к слову сказать, не только в Днепропетровске. В ряде украинских городов ситуация еще хуже.

Учитывая стагнацию в экономике в целом, и в строительной отрасли в частности, было принято решение пересмотреть Генеральный план с учетом реалий времени.

- А что это за история с засекречиванием Генерального плана?

- Как было уже сказано выше, Генеральный план - это системный перспективный план развития города. Документ достаточно объемный. Но интерес для рядового горожанина может представлять лишь описательная часть: как и что будем строить, какие территории развивать. Что же касается инженерной части - эти сведения - наглядное пособие для различных шпионов и диверсантов, поскольку в этих документах даются четкие схемы объекты с географической привязкой. Поэтому такие сведения имеют гриф "Для служебного пользования". А в целом же Генплан доступен на сайте Днепропетровского городского совета.

- Давайте поговорим о конкретных проектах. Как планируется развивать, в частности, левобережную часть города?

- Есть очень интересные идеи по развитию набережной имени Малиновского. Там, сразу же за жилыми домами в свое время построили ряд предприятий. Часть из них существует и по сей день. Часть - закрыто. Вот эти территории вполне можно "заселить" постройками социально-общественного назначения. Перспективная в этом плане и территория завода Карла Либкнехта. Сейчас у предприятия нет особой заинтересованность в ряде сооружений, выходящих на Слобожанский проспект. Такая же история с проспектом Воронцова.

Но задача не только в том, чтобы построить новые здания. Но и в том, чтобы сформировать ряд общественных центров на левом берегу Днепра. Тогда не будет такой острой нужды в дополнительных магистралях, связывающих два берега реки.

- А Днепр, как таковой, по-прежнему считается едва ли не главной артерией, улицей, проспектом Днепропетровска?

- Принцип обращения города к реке, по которому Днепропетровск развивался ранее, безусловно, сохранен. Поэтому мы и дальше будем благоустраивать набережную Днепра.

- Дмитрий, в последние перед кризисом годы Днепропетровск очень стремительно застраивался. И, к сожалению, для многих горожан, очень хаотично. Поэтому сейчас он выглядит весьма эклектично. Исторические здания зачастую уничтожаются, а на их месте возникают безликие бетонные коробки. Неужели Днепропетровску неинтересно его прошлое?

Давайте будем честны: у Днепропетровска нет такого большого исторического ареала, как, например, во Львове. Да, историческая застройка присутствует. Но это, по большей части - отдельные островки. Я категорически против того, чтобы историческое наследие уничтожалось. Но вместе с тем мы должны понимать: в Европе государство в той или иной мере стимулирует владельцев исторических зданий восстанавливать их первоначальный облик. Это делается либо за счет налоговых льгот, либо через дотирование. В Украине инвесторам, которые приобретают привлекательные с их точки зрения участки земли с исторической застройкой, невыгодно восстанавливать здания. Дешевле и проще - уничтожить. Поэтому задача государства - создать условия для сохранения исторического наследия.

- Еще несколько слов о левобережье. Возможно ли создание большой рекреационной зоны в жилмассиве Левобережный-3?

- Ситуация с этим жилмассивом неоднозначная. Изначально замысел был - построить большой современный массив, который с одной стороны ограничивается улицей Березинской, а с другой - Курячим озером. Именно прибрежная зона и должна была стать своего рода рекреационной. А существующий ныне проспект Мира имел был функции транспортной развязки и зоны отдыха. Но, поскольку к озеру застраивать многоквартирными домами территорию в свое время не стали, проспект Мира превратился в единственную рекреационную зону этого жилого массива.

- Ваш коллега Александр Сирота в интервью говорил, что перспективной с его точки зрения, является жилмассив Победа. Вы согласны с ним?

- Свободных территорий, примыкающих к транспортным артериям там почти уже не осталось. Поэтому тут потенциал района исчерпался. Но есть еще территории за первой линией жилья. К примеру, улица Мандрыковская. Есть и прибрежная зона, которая пока не разработана, в архитектурном плане очень перспективная территория.

- А что за комплекс "Лайнер" планируется возвести в Днепропетровске. И кстати, где?

- Это будет спортивно-оздоровительный комплекс. Его строительство планируется в районе Мерефо-Херсонского моста. Там есть свободный участок земли, примыкающий к Днепру. Но пока проект на стадии проработки.

- Идем дальше. Перспектива проекта "Парус"...

- Недостроенная гостиница "Парус" сама по себе, как отдельный объект, для инвесторов не представляет интереса. А вот, если говорить о развитии территории от "Паруса" и до Речпорта, то проект достаточно привлекательный. Он может стать своеобразным бизнесовым центром. Но пока, насколько я знаю, у собственника нет планов что-то там строить.

- "Брама"?

- Ситуация с "Брамой" более обнадеживающая. И скажу, почему. Инвестор, на отведенной под основание комплекса "Брама" территории начал строить некий модульный квартал. С точки зрения архитектуры, это шутка. Такой себе макро-конструктор "Лего". Но для меня, как главного архитектора Днепропетровска, это сигнал о серьезных намерениях инвестора все-таки рано или поздно начать возведение "Брамы". Объясню почему: сейчас инвестор постарается получить максимальную выгоду с пустующей земли, построив там бокс-парк, но модули, которые он там возводит - съемные конструкции. В любой момент их можно легко снять и начать там строительство капитальное.

Источник: 056.ua
Подписывайся на нас в Telegram
архитектор Дмитрий Волик город

Читайте еще

PAFI Kota Tarempa: Meningkatkan Edukasi Masyarakat tentang Penggunaan Obat yang Aman
Persatuan Ahli Farmasi Indonesia (PAFI) merupakan organisasi profesi yang bertujuan untuk meningkatkan praktik dan pendidikan farmasi di Indonesia. Cabang PAFI di Kota Tarempa, Kepulauan Riau, memainkan peran penting dalam memastikan bahwa masyarakat...
30.08.2024
350
Зварювання підлоги автомобіля - який зварювальний апарат вибрати?
Будь-який металевий каркас з часом піддається корозії та деформації, і ця проблема не оминає автомобільні пороги. На металевий каркас мають вплив солі та хімічні речовини, що знаходяться в повітрі - і згодом...
29.08.2024
256
Как определить, что моторное масло требует замены
Каждому автовладельцу известно, что замена моторного масла – это важный этап технического обслуживания автомобиля. Но когда именно нужно выполнять эту замену, зачастую остается непонятным. Моторное масло Лотос, хоть известно своей качественной формулой,...
26.06.2024
411
Сколько стоит хорошая сигнализация на машину в 2024?
Автосигнализация — специальное электронное устройство, которое устанавливается в автомобиль, чтобы защитить авто от угона. Устройство подает сигналы владельцу и другим людям, с помощью звуковых и/или световых сигналов о несанкционированном доступе к машине...
28.02.2024
746