Исторический Днепр: прошлое и будущее заброшенного хлебозавода

31.01.2019
2386
Исторический Днепр: прошлое и будущее заброшенного хлебозавода

Не хватит пальцев рук и десяти людей, чтобы посчитать все те старинные дома в Днепре, которые дожили до нашего времени. Такие здания, как правило, скромно стоят в тени новостроек и лишь своим внешним видом напоминают о былой эпохе. Они видели истории влюбленности и расставаний, наблюдали за развитием города и томно ждут, что же будет дальше.

Местные жители настолько вошли в ритм жизни мегаполиса, что сегодня вряд ли придают значение старым постройкам, которые скромно стоят вдоль дороги. Так, там, где заканчивается главный и красивейший проспект Днепра (а для гостей города, которые прибыли на железнодорожный вокзал, только начинается), можно увидеть одно из старейших сооружений города — ткацкий корпус Екатеринославской суконной фабрики, фундамент которой заложили еще в 1793 году. История его настолько богата, что просто не хватило бы духу собрать все моменты воедино.

  • Фабрика, численность рабочих на которой была почти равна населению Екатеринослава

Изначально идея строительства первого промышленного предприятия Екатеринослава принадлежала князю Потемкину. В силу своего географического положения, город, основанный перед днепровскими порогами, не мог быть значительным торговым центром. Поэтому основание предприятия входило в систему мер по созданию промышленно-экономической почвы развития Екатеринослава. Но как основать «с нуля» огромное предприятие? Потемкин предложил интересную модель: основать в разных местах несколько предприятий, а затем перевести их в Екатеринослав и обустроить на новом месте. Так, в нескольких верстах выше по течению Днепра от Большого холма, где Екатериной Великой был собственноручно заложен Преображенский собор, в степи начали строить фундаменты трех кирпичных корпусов суконной фабрики. Строительство было закончено в необычайно короткий срок. Уже после смерти князя Потемкина казна приобрела его названные предприятия и согласно указу императрицы от 30 мая 1793 «Об устройстве фабрики в Екатеринославе» наконец перевела их в губернский город.

Множество ткачей из крепостных стали «государственными». Для работы на мануфактуре их присылали из Подмосковья, Беларуси и из Литвы — дальнего имения князя. Литовцев поселили отдельно в селе на речке Мокрая Сура, которое стало называться Сурско-Литовским. Здесь для переселенцев открыли подсобную фабричку по очистке шерсти. Численность рабочих на фабрике в ранний период была почти равна населению Екатеринослава. В 1800 году в городе жило 2634 человека. А в 1804 году на Екатеринославской мануфактуре числились 1044 мужчины и 973 женщины (приписных крестьян). Условия труда на предприятии были крайне сложными. Рабочий день длился не менее 15 часов. Работники проживали в домах, приспособленных для обитания только в летнее время, зарплату получали несвоевременно.

Несмотря ни на что, как по числу рабочих, так и по количеству выпускаемой продукции Екатеринославская суконная фабрика превосходила остальные предприятия не только губернии, но и всей Южной Украины. Однако постепенно уже в 1820-х годах предприятие стало переживать кризис. В 1823 году производство офицерских сукон было прекращено. Широкое использование принудительного труда повышало себестоимость товаров. Ухудшалось и положение работников. В 1834 году новый директор фабрики, начав работу в Екатеринославе, стал обращаться с рабочими, как с крепостными. Ответом на эти действия стала жалоба военному министру, поданная от имени «Общества мастеровых Екатеринославской казенной суконной фабрики». Проведенное исследование подтвердило нерентабельность фабрики. Закрыли ее в 1837 году, строения передали Департаменту военных поселений, а работников с семьями перевели в Павловскую казенную суконную фабрику в Подмосковье. За короткий срок здание превратилось в руины, ставшие пристанищем для грабителей и бродяг. Все вспоминали о фабрике, как о неудачной модели крупных предприятий, в основе которых был принудительный труд. Государство само разочаровалось в подобных предприятиях и ликвидировало их «сверху», пытаясь искать другие пути приобретения аналогичной продукции, прежде всего, у частных предпринимателей.

Екатеринославская суконная фабрика превосходила предприятия не только губернии, но и всей Южной Украины
  • Из гигантской мануфактуры в маленький хлебозавод

В период своего расцвета Екатеринославская мануфактура занимала огромную территорию — это прибрежная часть приблизительно от современной улицы Столярова до железнодорожного вокзала. Количество фабричных корпусов исчислялось десятками. Больше всего выделялись три каменных корпуса, стоявших на красной линии дороги, соединявшей Екатеринослав и Новые Кайдаки. Эта линия сейчас стала красной линией проспекта Яворницкого. Из этих трех корпусов до наших дней уцелел только один.

Этот корпус построили в 1825 году. В советское время в нем размещался хлебозавод № 1 (проспект Яворницкого, 106). Это уникальное здание — памятник архитектуры национального значения. Проект типовой для стиля ампир. Величественное монументальное здание длиной около 100 метров. Оно впечатляет именно своим масштабом: на фасаде размещен огромный портик в десять колонн – единственный такого плана в области и даже на юго-востоке Украины. Кстати, после закрытия фабрики в корпусе располагался «провиантский магазин», то есть военный склад провианта. Из-за него улица Лесопильная получила название Провиантской (ныне — улица Пастера) и лишь потом здание занял хлебозавод.

В 2000-х годах здание перешло в частные руки. Был выдвинут проект реконструкции корпуса в торгово-развлекательный центр. Несколько лет назад началась реставрация здания, но, едва начавшись, замерла. На протяжении трех лет на проспект «смотрят» десять колонн с совершенно раскрытой кладкой, которая разрушается. Кроме этого, фасад здания пытались «укрепить» гипсокартоном и пенопластом, что вообще недопустимо для данной категории здания. Будущее здания фабрики, которому уже больше 200 лет, вызывает большие опасения и если в ближайшее время ничего не изменится — мы потеряем невероятно важную для города архитектурную памятку. Но есть инсайд, что в скором времени здание таки реставрируют и выглядеть оно будет примерно вот так:

То, как дом № 106 на проспекте Яворницкого может выглядеть в будущем

То, как дом № 106 на проспекте Яворницкого может выглядеть в будущем

Есть информация, что запущенную квартальную зону вовсе собираются превратить в европейское место для отдыха. На месте пустыря за фабрикой якобы появится огромный торговый центр, а между зданием и памятником архитектуры — бульвар, который рискует быть «пафоснее» Екатеринославского.

Большинство из нас вряд ли придают какое-либо значение этому зданию

Хотя это сооружение - одно из старейших, которое сохранилось на территории Днепра

Численность рабочих на фабрике в ранний период была почти равна населению Екатеринослава

Сейчас же это скорее руины, чем памятка архитектуры

Предприятие одолел банальный кризис

Говорят, на месте пустыря планируют построить огромный торговый центр

Этот корпус построили в 1825 году

В советское время в нем размещался хлебозавод №1

Будущее здания фабрики, которому уже больше 200 лет, вызывает большие опасения

Есть инсайд, что в скором времени здание таки реставрируют

Фото: Денис Чубченко

Источник: dp.informator.ua

Новости дня

Читайте еще

PAFI Kota Tarempa: Meningkatkan Edukasi Masyarakat tentang Penggunaan Obat yang Aman
Persatuan Ahli Farmasi Indonesia (PAFI) merupakan organisasi profesi yang bertujuan untuk meningkatkan praktik dan pendidikan farmasi di Indonesia. Cabang PAFI di Kota Tarempa, Kepulauan Riau, memainkan peran penting dalam memastikan bahwa masyarakat...
30.08.2024
384
Зварювання підлоги автомобіля - який зварювальний апарат вибрати?
Будь-який металевий каркас з часом піддається корозії та деформації, і ця проблема не оминає автомобільні пороги. На металевий каркас мають вплив солі та хімічні речовини, що знаходяться в повітрі - і згодом...
29.08.2024
270
Как определить, что моторное масло требует замены
Каждому автовладельцу известно, что замена моторного масла – это важный этап технического обслуживания автомобиля. Но когда именно нужно выполнять эту замену, зачастую остается непонятным. Моторное масло Лотос, хоть известно своей качественной формулой,...
26.06.2024
431
Сколько стоит хорошая сигнализация на машину в 2024?
Автосигнализация — специальное электронное устройство, которое устанавливается в автомобиль, чтобы защитить авто от угона. Устройство подает сигналы владельцу и другим людям, с помощью звуковых и/или световых сигналов о несанкционированном доступе к машине...
28.02.2024
765

Новости партнеров

Вверх